Противодействие экстремизму
Методические рекомендации
Методические рекомендации по вопросам профилактики проявлений экстремизма и воспитания толерантности в детской и молодежной среде.
В соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», экстремистская деятельность (экстремизм) – это:
- насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;
- публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;
- возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;
- пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
- нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
- воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;
- воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;
- совершение преступлений по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы;
- пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики;
- публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения.
Образовательным учреждениям в процессе работы с учащимися необходимо учитывать, что значительная часть совершаемых ими аморальных поступков связана с их ориентацией на групповые нормы. Подросткам свойственна психологическая зависимость от группы, подражание, стремление показать себя сторонником провозглашенных ценностей. Молодежные группировки и сообщества экстремистской направленности опасны не только как субъекты социального действия, но и как среда формирования личности и сознания подрастающего поколения.
Уход из семьи, отказ от работы или учебы, от общественной жизни, стремление замкнуться в узкой среде нередко приводит молодых людей в секты и другие религиозные объединения. Первоначально, на этапе вовлечения, там помогут, поймут, поддержат, а в дальнейшем превратят в источник доходов или преступника.
Причинами возникновения экстремистских проявлений в молодежной среде являются:
1. Обострение социальной напряженности в молодежной среде (характеризуется комплексом социальных проблем, включающим в себя проблемы уровня и качества образования, «выживания» на рынке труда, социального неравенства, снижения авторитета правоохранительных органов и т.д.)
2. Криминализация ряда сфер общественной жизни (в молодежной среде это выражается в широком вовлечении молодых людей в криминальные сферы бизнеса и т.п.).
3. Изменение ценностных ориентаций (значительную опасность представляют зарубежные и религиозные организации и секты, насаждающие религиозный фанатизм и экстремизм, отрицание норм и конституционных обязанностей, а также чуждые российскому обществу ценности).
4. Проявление так называемого «исламского фактора» (пропаганда среди молодых мусульман России идей религиозного экстремизма, организация выезда молодых мусульман на обучение в страны исламского мира, где осуществляется вербовочная работа со стороны представителей международных экстремистских и террористических организаций).
5. Рост национализма и сепаратизма (активная деятельность молодежных националистических группировок и движений, которые используются отдельными общественно-политическими силами для реализации своих целей).
6. Наличие незаконного оборота средств совершения экстремистских акций (некоторые молодежные экстремистские организации в противоправных целях занимаются изготовлением и хранением взрывных устройств, обучают обращению с огнестрельным и холодным оружием и т.п.).
7. Использование в деструктивных целях психологического фактора (агрессия, свойственная молодежной психологии, активно используется опытными лидерами экстремистских организаций для осуществления акций экстремистской направленности).
8. Использование сети Интернет в противоправных целях (обеспечивает радикальным общественным организациям доступ к широкой аудитории и пропагандистской деятельности, возможность размещения подробной информации о своих целях и задачах, времени и месте встреч, планируемых акциях).
При организации работы по профилактике молодежного экстремизма необходимо учитывать, что она представляет собой систему, включающую несколько уровней:
- Вся молодежь, проживающая на территории России. На этом уровне необходимо осуществление общепрофилактических мероприятий, ориентированных на повышение жизненных возможностей молодых людей, снижение чувства незащищенности, невостребованности, создание условий для их полноценной самореализации и жизнедеятельности.
- Молодежь, находящаяся в ситуации возможного «попадания» в поле экстремистской активности (молодежь в «зоне риска»). В данном контексте деятельность по профилактике экстремистских проявлений в молодежной среде должна быть направлена на молодых людей, чья жизненная ситуация позволяет предположить возможность их включения в поле экстремистской активности. К таким категориям могут быть отнесены: выходцы из неблагополучных, социально-дезориентированных семей, с низким социально-экономическим статусом, недостаточным интеллектуальным уровнем, имеющим склонность к трансляции девиаций (алкоголизм, наркомания, физическое и морально-нравственное насилие);
- «Золотая молодежь», склонная к безнаказанности и вседозволенности, экстремальному досугу и рассматривающая участие в экстремистской субкультуре как естественную форму времяпрепровождения;
- Дети, подростки, молодежь, имеющие склонность к агрессии, силовому методу решения проблем и споров, с неразвитыми навыками рефлексии и саморегуляции;
- Носители молодежных субкультур, участники неформальных объединений и склонных к девиациям уличных компаний;
- Члены экстремистских политических, религиозных организаций, движений, сект.
В России, по данным специалистов, сегодня насчитывается от 3 до 5 млн. адептов религиозных сект, из которых около 500 тыс. — в возрасте до 18 лет, около миллиона — в возрасте от 18 до 25 лет. Около 500-900 тыс. человек являются представителями опасных для общества деструктивных религиозных объединений, сущность которых состоит в разрушении гармоничного духовного и психического состояния личности, культуры, социальных норм. Втягивая молодых людей в деятельность общественных и религиозных объединений, либо иных организаций, их активные члены прикрываются патриотической риторикой, призывают к расовой и религиозной вражде, скрываясь под маской праведности и национальной гордости, взывают к столкновению с другими народами.
В образовательных учреждениях необходимо проводить правовую пропаганду среди учащихся и их родителей или иных законных представителей; работу по формированию у учащихся законопослушного поведения и чувства толерантности к своим сверстникам других национальностей и религиозных конфессий; совместно с администрацией образовательного учреждения проводить мероприятия (круглые столы, дискуссии, конкурсы, сюжетно-ролевые игры), направленные на формирование у учащихся нравственных качеств, патриотических чувств, здорового образа жизни.
Одним из важных и основных направлений деятельности педагогических коллективов должно стать выявление индивидуальной склонности детей к агрессии, противопоставлению себя другим детям, и принятие своевременных мер (при необходимости, с участием психологов, либо психиатров) к исключению дальнейшего развития указанных негативных черт характера.
В целях более грамотной организации деятельности по профилактике экстремизма в молодёжной среде следует различать группировки экстремистской направленности от неформальных молодёжных объединений.
В неформальных объединениях отсутствует четкое членство и их принято рассматривать, как формирования, объединяющие в себе молодёжь по признаку субкультуры. Почти все существующие неформальные подростково-молодёжные объединения (за исключением радикалов), можно отнести к категории досуговых, то есть ориентированных, главным образом, на свободное времяпрепровождение. Экстремистские (радикальные) организации обычно декларируют, против чего они борются, и какие законные и (или) незаконные методы они собираются использовать. Так, например, группировки «скинхедов» образуются, в большинстве случаев, из числа молодёжи, проживающей в одном микрорайоне, либо обучающейся в одном учебном заведении.
«Неформальные» лидеры, имеющие первоначально хулиганские мотивы совершения противоправных действий в отношении иностранных граждан, объединяют вокруг себя молодёжь, впоследствии, пропагандируя идеологию радикальных структур, подстрекают лиц, не имеющих устойчивого мировоззрения, к совершению преступлений на национальной почве и расовой вражде.
Специалисты отмечают, что наиболее уязвимой средой для проникновения идей экстремизма являются школьники с ещё несформировавшейся и легко поддающейся влиянию психикой.
Задачей образовательных учреждений в деле формирования толерантности и профилактики экстремизма в межнациональных отношениях является:
- формирование национально-этнической толерантности как одного из инструментов борьбы с экстремизмом;
- гармонизация межнациональных и этнокультурных отношений;
- создание в обществе атмосферы уважения к культурным и нравственным ценностям каждого народа;
- формирование интереса у детей к культуре, обычаям и традициям своего народа, а также представителей других национальностей;
- создание условий для межнационального общения в образовательном учреждении, содействие укреплению межнациональных культурных связей.
Реализуя данные направления, учреждения образования:
- осуществляют тесное взаимодействие с национально-культурными общественными объединениями и другими социальными институтами, ведущими работу в сфере национально-культурной политики;
- организуют подготовку и проведение школьных фестивалей, конкурсов, выставок, традиционных национальных праздников, Дней национальных культур;
- проводят мероприятия по повышению квалификации специалистов, работающих в сфере национальной проблематики;
- ведут поиск, изучение и сохранение лучших образцов национального народного творчества.
Основными содержательными направлениями при организации деятельности учреждений образования по формированию у молодежи принципов патриотизма, толерантности и профилактике экстремизма являются:
- правовое просвещение молодежи
- пропаганда историко-культурного наследия народов, населяющих Нижегородскую область
-организация межнационального культурного общения, межконфессионального диалога.
- способствование самоидентификации детей и молодежи в качестве россиянина – наследника, носителя и продолжателя традиций многонациональной культуры народов России.
Основными формами работы по реализации данных направлений для учреждений образования являются:
- познавательно-игровые программы, кинолектории, ток-шоу по правовому просвещению;
- организация работы клубных объединений гражданско-патриотической направленности;
- поддержка деятельности социально-ориентированных клубных объединений;
- фестивали, слеты, смотры клубов гражданско-патриотической направленности;
- праздники, посвященные дням воинской славы и памятным датам России;
- фестивали и праздники национальных культур, объединяющие представителей различных народов, проживающих в районе;
- дни национальных культур.
Для реализации программ можно использовать разные формы работы: литературные беседы, викторины и игры, обзоры и презентации книг, интеллектуальные игры, игры-путешествия, книжные выставки, праздники, фестивали, театрализованные представления, дни национальной литературы (книги).
Основными темами для бесед и обсуждений, на которые можно акцентировать внимание, являются:
- историческое прошлое России (исторические события и выдающиеся деятели),
- государственное устройство и символы России,
- национальные праздники и обряды,
- литература и искусство России,
- природа России и экология,
- краеведение.
Нормы, предусматривающие ответственность за совершение административных; правонарушений экстремистской направленности содержатся в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях:
ст. 13.15 Ко АП РФ - злоупотребление свободой массовой информации. В соответствии со ст. 4 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» к нему относятся: распространение материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих культ насилия и жестокости; информации об общественном объединении или иной организации, включенных в опубликованный перечень общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности», без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.
Cписок экстремистских материалов
Линия помощи «Дети Онлайн»
Всероссийская Линия помощи «Дети Онлайн»
Служба телефонного и онлайн консультирования по проблемам безопасного использования сети Интернет и мобильной связи для детей, подростков, родителей и работников образовательных учреждений